Какие изменения ожидают россиян в апреле 2024 года?
Разбираем семь новых законов.
1-е апреля — это не только традиционный день для шуток и розыгрышей, к этому дню приурочено вступление в законную силу множества нормативных актов.
🔸 1. В случае просрочки доставки в пункт назначения пассажира, багажа или груза перевозчик должен будет заплатить штраф в размере 100 рублей за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы (если не докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы или иных обстоятельств, которые от него не зависели).
Пассажир сможет взыскать убытки сверх суммы штрафа (Федеральный закон от 04.08.2023 № 487-ФЗ).
Новые правила повышают размер штрафов для перевозчиков в 4 раза: раньше штраф составлял 25 рублей за каждый час просрочки.
🔸 2. Повышаются требования к качеству алкогольной продукции. В частности:
— запрещается добавлять этиловый спирт, если это не предусмотрено ГОСТами и техническими регламентами,
— признается недопустимым производство пивных напитков из закупленного пива,
— вводится запрет на присвоение алкогольной продукции наименований, которые вводят потребителей в заблуждение относительно вида и состава приобретенного продукта (например, если состав продукта с этикеткой «пиво», на самом деле, не соответствует этому наименованию) (Федеральный закон от 14.02.2024 № 6-ФЗ).
🔸 3. Корректируются правила приема детей в детские сады и прочие учреждения системы дошкольного образования:
— в заявлении о приеме ребенка на обучение можно будет указывать реквизиты не свидетельства о рождении, а записи о рождении ребенка,
— вместо свидетельства о рождении можно предъявить выписку из ЕГР ЗАГСа, где указаны эти реквизиты (получить выписку можно через портал «Госуслуги») (Приказ Минпросвещения России от 23.01.2023 № 50).
🔸 4. Меняются правила допуска водителей к управлению транспортными средствами:
— к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения не будут допускаться лица, которые лишены права управлять транспортным средством, а равно подвергнуты наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или не вернули удостоверение по истечении срока лишения водительских прав;
— международные и иностранные водительские удостоверения признаются недействительными на территории РФ по истечении 1 года со дня получения вида на жительство или гражданства России либо по истечении 1 года со дня первого въезда в РФ владельца иностранного водительского удостоверения (кроме удостоверений, выданных в Республике Беларусь) (Федеральный закон от 10.07.2023 N 313-ФЗ).
🔸 5. Граждане теперь могут получить в свой личный кабинет на «Госуслугах» решение муниципальной администрации о выявлении их как правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
Такое решение выносится во исполнение Закона от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ, который предусматривает механизм розыска правообладателей объектов недвижимости, права на которые возникли до введения ЕГРН (а значит, в нем не отражены).
Если в ответ на присланное решение гражданин не направит возражения, его включат в ЕГРН как собственника соответствующего объекта недвижимости.
По старым правилам решение о выявлении правообладателя направлялось заказным письмом с уведомлением или электронным, если известен e-mail гражданина (Федеральный закон от 31.07.2023 N 397-ФЗ).
🔸 6. Микрофинансовые организации должны будут раскрывать гражданам больше информации на своих сайтах и в офисах — в том числе:
— предоставлять ссылки на те страницы сайта, которые применяются для дистанционного предоставления займа,
— информацию о товарных знаках, знаках обслуживания, коммерческих обозначениях, которые используются МФО для предоставления займов (Указание Банка России от 01.06.2023 № 6431-У).
🔸 7. Через портал «Госуслуги» граждане смогут получать сведения, которые содержатся в их полисе ОСАГО, а также другую информацию из АИС страхования. Соответственно, на страховые компании возлагается обязанность по предоставлению информации о заключенных договорах в АИС страхования (Федеральный закон от 29.12.2022 № 594-ФЗ).
__________________________________________________________
Центробанк с 1 марта 2024 года снова повышает надбавки
к коэффициентам риска по ипотечным кредитам. Последний раз
такое решение регулятор принимал 1 октября 2023 года.
__________________________________________________________
С 19 марта при отзыве у банка лицензии заявление о выплате
возмещения по вкладам можно подать онлайн одним из двух
способов:
1. Через госуслуги.
2. На сайте Агентства по страхованию вкладов — если вкладчик подтвердил
личность на госуслугах, через ЕБС или получил усиленную электронную
подпись.
__________________________________________________________
С 1 марта Роскомнадзор будет вносить в реестр запрещенных сайты
и страницы.
__________________________________________________________
После 26 февраля граждане точно смогут скачать справки
о доходах, полученных в 2023 году. Они станут доступны в личных
кабинетах на сайте ФНС. Ведь 26.02.2024 — крайний срок, когда
работодатели и другие налоговые агенты должны были передать
в инспекции данные о доходах физлиц за прошлый год.
__________________________________________________________
С 2 марта 2024 года полис ОСАГО можно купить на срок от одного
дня до трех месяцев. Раньше договор ОСАГО заключался минимум
на год, а страховка не могла действовать меньше трех месяцев.
_________________________________________________________
С 1 марта медикам, которые работают в малых городах, районных
центрах и селах, повысят ежемесячные выплаты. А с 1 апреля во
всех регионах окладная часть зарплаты медработников вырастет до
50 процентов.
Внесены изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация не имеет права взимать комиссионное вознаграждение за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги физическими лицами, которые нуждаются в социальной поддержке и перечень категорий которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Одно из самых заметных для граждан изменений, которое коснется многих категорий.
Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования объединяют в Социальный фонд России (Федеральный закон № 236-ФЗ от 14 июля 2022 г.). Вследствие этого в числе прочего изменится порядок уплаты страховых взносов работодателем. Так, отдельных тарифов на пенсионное, медицинское и социальное страхование не будет, перечисляемые единым платежом средства Фонд будет распределять самостоятельно.
Для работников, оформленных по договору ГПХ (за исключением самозанятых), вводятся страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства (раньше они отсутствовали). Но больничные и декретные такие работники смогут получить только в том случае, если взносы за них платили в предыдущем году, то есть реально воспользоваться нововведением можно будет с 2024 года.
Индивидуальным предпринимателям также больше не нужно делить фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование.
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- Ограничения на занятие трудовой деятельностью, связанной с управлением транспортным средством.
С 1 марта 2023 года заниматься подобной деятельностью запрещено тем, у кого есть непогашенная или неснятая судимость за совершение отдельных преступлений (Федеральный закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ). Изменение коснется в числе прочего водителей общественного транспорта и такси. Все действующие работники должны предоставить работодателю справку об отсутствии судимости, сделать это нужно до 1 сентября 2023 года. А если справки не будет (или в ней будет указываться, что судимость есть), работодатель обязан уволить сотрудника.
Майские указы Владимира Путина
Указы Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 г.
Майские указы —
сложившееся в периодической публицистике наименование серии указов, подписанных В.В. Путиным 7 мая 2012 года в день вступления в должность Президента РФ, и содержащие 218 поручений Правительству РФ для выполнения в течение 2012—2020 годов.
596 «О долгосрочной государственной экономической политике»,
597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»,
598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»,
599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»,
601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»,
602 «Об обеспечении межнационального согласия»,
606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»
Содержание
Согласно документам, уже с 2012 года зарплата учителей должна равняться средней по региону и не опускаться ниже этой планки. К 2018 году зарплата работников культуры и преподавателей колледжей должна достичь того же уровня, а у врачей, вузовских преподавателей и научных сотрудников — превысить среднюю по региону вдвое. В 2012 году разрыв между средней зарплатой этих категорий бюджетников и работников частного сектора составлял 30–40%.
Зарплаты этим бюджетникам начисляются в основном из муниципальных (врачи и учителя), в меньшей степени региональных (врачи, преподаватели) и ведомственных (преподаватели) бюджетов, дотации на которые регионы получают из федерального бюджета[14]. С бюджетной точки зрения майские указы должны выполнять регионы, которые могут сделать это с помощью снижения темпов роста номинальных средних зарплат.
Финансирование
В начале 2014 года министерство финансов РФ подсчитало, что исполнение указов обойдется более чем в 2 трлн руб. (531 млрд руб. в 2014 году, 726 млрд — в 2015-м и 849 млрд — в 2016-м). Объем федеральных дотаций по майским указам в 2014 году составлял 120 млрд руб., в том числе 20 млрд руб.— нераспределенный резерв. В проекте бюджета на 2015 год на те же цели выделено уже 80 млрд руб., а распределены — 60 млрд руб.
К концу 2014 года Счётная палата констатировала, что в следующем году регионы и министерства столкнутся с существенным сокращением федеральных дотаций по майским указам, из-за чего те уже начали поиск иных источников поступлений. По оценке Натальи Зубаревич, 70 % расходов на выполнение майских указов приходится на региональные бюджеты.
Исполнение указов
17 ноября 2014 года на «Форуме действия» Объединенного народного фронта было объявлено, что поручения президента, отданные по итогам майских указов, выполняются лишь на 23%, хотя Владимир Путин неоднократно заявлял, что за неисполнение этих требований грозит «публичная политическая персональная ответственность», администрация президента проводит постоянный мониторинг выполнения указов с июня 2012 главами регионов.
В мае 2015 года правительство РФ объявило, что из 218 поручений было выполнено и снято с контроля 137 поручений (из 168, которые должны были быть выполнены к тому времени), на исполнении находилось 81 поручение, в том числе невыполненные в установленные сроки, которые пришлось перенести. В то же время по данным «ОНФ» и «Опоры России» 80% от всех поручений не были выполнены, а часть выполненных исполнены формально и с низким качеством.
Летом 2015 года депутат Госдумы РФ от «Единой России» и глава центральной ревизионной комиссии ОНФ Анатолий Карпов вместе с депутатами от «Справедливой России» Дмитрием Горовцовым, Александром Тарнавским и Михаилом Емельяновым внёс законопроект, вводящий в Уголовный кодекс РФ статью «Неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений президента РФ» (предполагающую штрафы для чиновников от 2 млн до 3 млн руб). В октябре 2015 года инициатива была отклонена думским комитетом по уголовному законодательству, отзывы со стороны правительства и Верховного суда также были отрицательными.
Правительство РФ своим Постановлением № 973 от 14.09.2015 года изменило способ расчёта «среднемесячной заработной платы» в стране, мотивировав необходимостью выполнения рекомендаций МОТ. Со слов руководителя ФНПР Михаила Шмакова, изменение расчёта привело к уменьшению среднего показателя, что значительно облегчило исполнение указов о повышении зарплат работникам соцсферы (Указы Президента РФ требовали повышения зарплаты не в абсолютных значениях, а в привязке к уровню средней зарплаты по региону). Регионы с дефицитными бюджетами поднимали зарплаты за счёт целевых трансфертов из федерального центра.
В декабре 2015 года руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев сообщил, что более трети данных поручений в рамках «майских указов» так и не были выполнены.
На 30 апреля 2016 года Правительство РФ отчиталось о выполнении и снятии с контроля 154 поручений (88% от числа 175 поручений, которые должны были быть выполнены к настоящему времени) и 8 поручений, находящихся на рассмотрении об их выполнении в Администрации Президента РФ.
Указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» |
Образовано Управление по общественным проектам 20 октября 2012 года, 14:40 Владимир Путин подписал Указ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в соответствии с которым в структуре Администрации Президента образовано Управление по общественным проектам. Полный текст Указа: В целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, разработки и реализации значимых общественных проектов в этой сфере постановляю: 1. Образовать в составе Администрации Президента Российской Федерации Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам. 2. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам. 3. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации утвердить структуру и штатное расписание Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам. 4. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004г. №400 «Об Администрации Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №13, ст.1188; 2005, №9, ст.709; 2010, №3, ст.274; №8, ст.838; 2012, №24, ст.3138; №26, ст.3498; №27, ст.3675; №28, ст.3881) изменение, дополнив перечень самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации (приложение) словами «Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам». 5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. * * * Смотрите также:
Положение об Управлении Президента Российской Федерации по общественные проектам 1. Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам (далее – Управление) является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. 2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением об Администрации Президента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. Положение об Управлении утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. 4. Основными задачами Управления являются: а) информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по определению основных направлений государственной политики в области патриотического воспитания; б) подготовка в пределах своей компетенции, обобщение и представление Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации материалов и предложений по укреплению духовно-нравственных основ российского общества, совершенствованию работы по патриотическому воспитанию молодежи, разработке и реализации общественных проектов в этой области; в) организация и обеспечение взаимодействия главы государства с общественными объединениями и иными структурами гражданского общества; г) информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, политических партий, общественных объединений и иных структур гражданского общества об основных направлениях государственной политики в области патриотического воспитания, определяемых Президентом Российской Федерации; д) обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах (далее – полномочные представители) по вопросам, относящимся к ведению Управления. 5. Основными функциями Управления являются: а) обеспечение поддержки законодательных и иных инициатив Президента Российской Федерации, основных направлений государственной политики в области патриотического воспитания, определяемых Президентом Российской Федерации; б) анализ и прогнозирование общественных процессов в Российской Федерации и ее субъектах, подготовка соответствующих информационно-аналитических материалов для Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации; в) подготовка предложений по реализации культурных и образовательных программ в области патриотического воспитания, направленных на укрепление духовно-нравственных основ российского общества; г) подготовка предложений по реализации программ в области патриотического воспитания молодежи; д) сбор и обобщение информации о позиции центральных и региональных средств массовой информации в отношении государственной политики в области патриотического воспитания в целях подготовки докладов Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации; е) участие в подготовке встреч Президента Российской Федерации, руководства Администрации Президента Российской Федерации с лидерами общественных объединений, деятелями науки и культуры; ж) представление предложений Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, касающихся их участия, а также участия других должностных лиц в мероприятиях, проводимых в рамках реализации государственной политики в области патриотического воспитания; з) подготовка совместно с Управлением пресс-службы и информации Президента Российской Федерации и Управлением Президента Российской Федерации по общественным связям и коммуникациям предложений Руководителю Администрации Президента Российской Федерации о взаимодействии со средствами массовой информации, об информационной поддержке мероприятий, проводимых Администрацией Президента Российской Федерации; и) участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; к) участие в подготовке законопроектов, вносимых Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, а также проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Управления; л) участие совместно с полномочными представителями и Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации в подготовке предложений Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации; м) подготовка по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров и Управлением Президента Российской Федерации по государственным наградам предложений Президенту Российской Федерации по относящимся к их ведению кадровым вопросам и вопросам награждения государственными наградами Российской Федерации; н) информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение по поручению Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации; о) участие в пределах своей компетенции совместно с полномочными представителями и Контрольным управлением Президента Российской Федерации в организации проверок исполнения в субъектах Российской Федерации федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации; подготовка заключений о целесообразности снятия с контроля поручений Президента Российской Федерации. 6. Управление для осуществления своих задач и функций имеет право: а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц; б) пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; в) привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. 7. Управление при реализации своих функций взаимодействует с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, с аппаратами полномочных представителей, а также с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского общества. 8. Информационное, документационное, правовое, материально-техническое, транспортное обеспечение деятельности Управления, а также социально-бытовое обслуживание его работников осуществляют Управление делами Президента Российской Федерации и соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации. 9. Руководство деятельностью Управления осуществляет начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам (далее – начальник Управления), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. 10. Начальник Управления имеет заместителей начальника Управления. 11. Начальник Управления: а) распределяет должностные обязанности между заместителями начальника Управления, референтами и начальниками департаментов; б) вносит предложения о заключении от имени Администрации Президента Российской Федерации договоров с научно-исследовательскими организациями и специалистами на проведение работ по вопросам, относящимся к ведению Управления; в) издает распоряжения по вопросам работы Управления. 12. Начальник Управления несет ответственность за выполнение задач, возложенных на Управление. 13. Заместители начальника Управления, референты, начальники департаментов несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с утверждаемым начальником Управления распределением должностных обязанностей. 20 октября 2012 года, 14:40
|